Меню постраничной навигации

История

История

Спасский женский монастырь в Симбирске

Как ни странно, сведений о некогда большом и знаменитом монастыре, существовавшем в старом Симбирске, почти не сохранилось. Существуют лишь отрывочные факты и упоминания.Монастырь был огромный, он находился в самом центре города, на красивом взгорке. На фотографии, дошедшей до нашего времени, хорошо видны мощные стены монастыря, несколько храмов и колоколен. Монастырь существовал давно. В книге «Симбирская Церковная старина» (Вып.1. Симбирск,1914. С. 53) есть упоминание об иконостасе Спасского женского монастыря, который был написан неизвестным дьяконом Вознесенского собора Симбирска еще в 1801 году. Упоминается в книге и чудная икона Нерукотворного Спаса: «Это замечательно редкая для Симбирска святыня. Первоначально святой образ находился в Спасском женском монастыре, затем был перенесен в собор и здесь долгое время стоял на паперти».Неожиданным образом монастырь оказался связанным с именем А.С.Пушкина. Во время своего приезда в Симбирск (Пушкин собирал в Поволжье материалы для своей истории Пугачевского бунта) поэт посещал эту обитель. Существует даже предположение, что судьба некоей Варвары Кравковой, которая стала насельницей этого монастыря, особо интересовала Пушкина: его просили узнать о ней столичные знакомые.П.И.Гагарина Еще одно известное имя — Прасковья Ивановна Гагарина, в замужестве -Языкова, ставшая послушницей в 1881 г., а в 1890 г. написавшая на имя игумении следующее прошение: «По испытании себя в иноческой жизни в продолжение десятилетнего пребывания в Спасской обители утвердилось во мне решительное желание остаться навсегда в монастыре и исполнять монастырские послушания безропотно и с полным усердием… посему осмеливаюсь просить… об определении меня в число указных послушниц». (О жизненной драме княжны Гагариной и ее уходе в Спасский монастырь — см.: Мономах. 2002, N 3. — С. 23-25).Вообще же известно очень мало имен и судеб тех, кто спасался в этой женской обители.Духовной жемчужиной Спасского монастыря была одна из последних игумений его — Феофания, о которой и доныне хорошо помнят православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. По свидетельству клиросной храма Неопалимой Купины — Зои Александровны, одна из ее знакомых получила благословение своей бабушки — постоянно навещать могилку игумении Феофании: «Она была не простая». Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини (очевидно после революционных потрясений) вернулись в город, — кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его.Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание.

Игумения Феофания Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова. Именно с этим храмом связаны все самые замечательные имена и события из жизни Православного Симбирска 20-го века. По промыслу Божиему могилка игумении Феофании и двух монахинь, Афанасии и Ираиды (на одном кресте написаны сразу три имени), оказалась буквально рядом с могилами архиепископа Иоанна Братолюбова и игумении Екатерины. Очевидно, двух последних и хоронили во второй половине 20 века уже рядом с почитаемой и известной могилой игумении Феофании.

Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря — игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьму. Известен и один любопытный эпизод ее ссылочной жизни, о котором в свое время Тамаре Ивановне Беловой поведала ее тетка — одна из последних, если не последняя инокиня Спасского монастыря. После разгона обители матушку игумению сослали в тюрьму. В камере, где она находилась, сидело не менее 25 человек. И все они мучались из-за того, что одна заключенная (ее все звали «татарка») день и ночь икала не переставая. Все просили надзирателя: «Уберите ее, не дает спать, мешает своей икотой». Однажды ночью игумения помолилась об этой несчастной женщине, зачерпнула воды в стакан, опустила в него свой нательный крестик и подала той со словами: «Выпей, вот тебе лекарство». Та выпила и сразу перестала икать. Когда утром все проснулись, то подумали, что «татарку» убрали в другую камеру, так как в помещении стояла непривычная тишина. А потом увидели, что их сокамерница никуда не делась, только больше не икает. После ссылки сама игумения рассказала обо всем этом инокине Матроне.

Инокиня Матрона О самой инокине Матроне известно более всего благодаря ее племяннице, Тамаре Ивановне Беловой, прихожанке храма Воскресения Христова. Родилась Матрона Никифоровна Белова в 1897 г. В 16 лет, т.е. в 1913 г., поступила послушницей в Спасский женский монастырь. Ее послушанием было — пасти стадо монастырских овец. Уставала сильно, да и деревенская здоровая натура и молодость сказывались: после работы ела за двоих. Потом несла послушание на кухне. Была мастерицей варить какао и кофе.

Революция застала ее в иноческом звании. Начался разгон знаменитого и многонаселенного Спасского монастыря. Монахини и послушницы бежали, укрываясь от безбожных властей, кто куда. В основном уезжали в деревню к родным, некоторые вышли замуж. Инокиня Матрона жила по-монашески, ни в чем не отступая от правил монашеской жизни, в селе Вышки под Ульяновском.

Инокини Спасского монастыря Тамара Ивановна вспоминает, что ежедневно после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание. А поминание у нее было огромное: она со слезами вычитывала более двух тысяч имен. И особенно усердно поминала двух игумений: Феофанию и Амфию. Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет.

Перед смертью говорила: «Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе». Умерла она 11 ноября 1984 г.

В настоящее время вновь образованный в Симбирской епархии женский Свято-Архангело-Михайловский монастырь возвратил Церкви территории Спасской обители, на которую претендуют могущественные финансовые организации. Как в малой капле отражается в этом общее состояние нашей сегодняшней действительности. Кто победит? От этого во многом будет зависеть духовная жизнь — наша и наших детей.
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор

Теперь на территории монастыря — Дворец «Губернаторский» (бывший «Профсоюзов», он же «КДЦМ», он же «ЦНТИ», он же «ЦНК»), торговый комплекс «Версаль». Улица Спасская, на которую выходили Святые ворота монастыря, давно переименована в Советскую. Инициативы по возвращению ей исторического названия, как и другие попытки ретро-переименований, встречают в Ульяновске активное сопротивление горожан. Мотивы разные. От простого «им что там, делать нечего?» до активного неприятия всего, что было «до исторического материализма».Очень многим дорого советское. Хотя бы в названии, в памяти. Советское – это когда отношения между людьми не рыночные, а… человеческие. Когда на маленькую вроде бы зарплату можно слетать на черноморский курорт. Когда крышу над головой получишь бесплатно – по очереди… И держава — великая. И Победа, и Гагарин. Это понятно.
Да и «Советская улица» – название тоже историческое: в двух шагах от монастыря, в здании уездного Земства (Дом офицеров), в 1917-м была провозглашена Советская власть.В свои первые годы «советское» не было таким уютным и милым. Оно ворвалось в людскую жизнь почище рыночной «шоковой терапии» 90-х, прогнав миллионы судеб через мясорубку гражданской войны, репрессий и чисток 20-30-х. И особая страница в этой трагической летописи – антицерковная.Справка «АиФ в Ульяновске»Спасский женский монастырьПервое упоминание о Симбирском Спасском Новодевичьем монастыре относится к 1663 году. При этом в исторических документах говорится об уже существующей обители. Таким образом, монастырь был основан в первые годы жизни города. Располагался он в квартале между улицами Спасской (Советской), Чебоксарской (Бебеля) и Дворцовой (Карла Маркса). Спасский монастырь был неотъемлемой частью исторической городской среды и формировал облик всего исторического центра города вместе с классической гимназией, Домом Губернатора и Карамзинским сквером. В комплекс Спасского монастыря входило несколько храмов — Спаса Нерукотворного, Святого Алексея Московского (разобранный после пожара 1864 года) и Иверской Божьей Матери, построенный в 1870-х годах, о котором симбирский историк Павел Мартынов писал: «Прекрасный пятиглавый храм в византийском стиле с высокою колокольней и тремя алтарями в ряд… Особенно замечателен в новом храме великолепный, устроенный в Москве иконостас, почти весь позолоченный: иконы также писаны в Москве».Каменная ограда, которую еще помнят старожилы, а также значительная часть сооружений монастыря построены на средства Якова Твердышева и его жены Натальи Косминичны, которые они в свое время завещали Спасской обители. Уже после их смерти работы были выполнены под руководством губернского архитектора Тоскани.Диктатура пролетариата

В 1920 году монастырь был официально закрыт постановлением Губисполкома, жилые и хозяйственные постройки отданы под жилье работников патронного завода. Монахини восприняли беду с присущим им смирением, но как могли, пытались предотвратить закрытие своей обители. Они написали письмо Ленину и даже получили ответ с резолюцией управделами Совнаркома Владимира Бонч-Бруевича от 11 мая 1920 г. и председателя ВЦИК Михаила Калинина с просьбой внимательно разобраться в этом вопросе и поддержать просьбу монахинь об организации в монастыре трудовой артели. Тем не менее, в монастырь монахинь уже не пустили, поскольку он уже был занят под другие цели – здесь был организован концентрационный лагерь. Узниками его стали, в числе прочих, и представители духовенства.

Камни для Карла Маркса

В газете «Симбирские епархиальные ведомости» № 2 от 1994 года приведены воспоминания священника Смирнова — заключенного этого лагеря. «В великие дни Страстей Христовых, — вспоминает священник, — я был на принудительных работах: рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу, чистил паровозы, облепленные грязным мазутом… Пасху я встретил вне храма. Видел крестный ход, слышал начало утрени, а затем очутился в запертом здании и у открытого окна воспринимал поэзию пасхальной ночи в еле долетающих до слуха песнопениях, в мерцающих звездах, в звоне колоколов, в возглашении петела и в умной молитве к Победоносно Воскресшему Страдальцу Христу. В эту ночь я поднялся на значительную высоту духовных лишений…».

Концлагерь вскоре после окончания гражданской войны был закрыт, и часть монахинь смогла вернуться для проживания в монастырь, однако большая часть бывших жилых помещений была отдана рабочим патронного завода.

Полезная ссылка: Паломничество на Афон

Судьба храмов и людей

Монастырские храмы еще несколько лет были открыты. В частности, почти 10 лет действовала церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. Но в 1932 году она, как и остальные храмы, была передана на «строительный материал для разборки».

Вместе с храмами уничтожались и люди. Трагическая участь постигла последних монахинь женского монастыря. Часть из них, включая настоятельницу – игуменью Анфию (Лютикова Анфия Андреевна), – были сосланы на разные сроки в начале 30-х годов, другая часть была расстреляна в 1938 году. В Книгу Памяти жертв политических репрессий Ульяновской области, выпущенную Ульяновской прокуратурой, вошли имена 72 бывших монахинь, репрессированных на территории области. Судьбы многих отправленных в ссылки и лагеря остаются неизвестными.

Утрата основ

В моих детских воспоминаниях еще осталась эта монастырская стена и ее угловая башенка с круглым окошком. За стеной уже вовсю шло строительство Дворца профсоюзов…

По мнению многих историков и архитекторов, завершившееся к 70-м годам прошлого века уничтожение монастыря привело к окончательной утрате градостроительной основы исторического центра города и резкому снижению историко-культурной и архитектурно-градостроительной значимости Ульяновска. После этого город даже стали относить к более низкому классу городов по содержанию архитектурно-исторического наследия.

 

История уничтожения Симбирского Спасского девичьего монастыря 1927 г.19 век. Вид на восточные ворота монастыря                                                         Вид на монастырь со стороны Чебоксарской улицы1927 г. Вид церкви Спаса Нерукотворенного Образа.1968 г. Строительство Дворца профсоюзов на территории монастыря(фото С.Л. Сытина) 

В марте 1920 года постановлением президиума губисполкома (председатель Гимов), настоятельнице монастыря было предписано освободить занимаемые помещения в 3-х дневный срок. В ответ на это сестры-монахини составили прошение, поразительное тем, что в нем сочетается и отчаяние от безвыходности ситуации и смиренность, проявляющаяся в безропотной готовности идти навстречу притязаниям властей. «29-го марта сего года нам объявлено, что согласно постановлению Губисполкома мы должны очистить в 3-х дневный срок занимаемыя нами кельи. Не смея ослушиваться требований Исполкома мы обращаемся с просьбою не имея возможности очистить кельи в такой короткий срок, а равно ввиду того, что теперь настала полнейшая распутица, кроме этаго неимения из многих сестер ни родных, ни знакомых, куда бы можно было перейти жить или хотя поставить имеющиеся у нас вещи, многих сестер преклонныя лета имеющих придется самих перевозить, мы убедительно просим не отказать отсрочить нам выезд из монастыря в течении двух недель дабы дать нам возможность подыскать себе каждой убежище так как нам исполкомом вовсе не указано куда именно переселиться. Из всего этаго можно заключить, что нас совсем хотят оставить без приютными; чем же мы так провенились что в нас ни кто не хочет принять участие как в прочих гражданах. Не смотря на то что мы уже уплотнились теперь еще желаем идти на встречу не имущим квартир уплотнимся до последней крайности, обязуемся отдать все помещения более годныя и большие к жилью, просим оставить нам самые маленькие и не удобные кельи. Мы и этим будем довольны что оставят нас хотя временно в родных углах в которых мы и хотим прожить время самой весенней бездорожицы. Считаем долгом присовокупить что мы вовсе не считаем себя врагами пролетарской Советской власти, идем с радостью ей на помощь – нужно было шить белье для армии – шили, появилась эпидемия тифа мы также работали ухаживали за больными красноармейцами в госпиталях – многия умерли от тифа, вследствии чего надеемся, что нам не откажут в столь малой и скромной просьбе и посчитают нас хотя за наши труды наравне с другими гражданами».

Марта 30 дня 1920 года.

Подписи настоятельницы Игумении Анфии и других сестер.

Председатель губисполком Гимов милостиво продляет срок для выселения (вместо трех дней – до двух недель), но категорично настаивает на полном оставлении монастыря:

(постановление за № 2414):

«Настоятельнице Симбирскаго женскаго монастыря.

В ответ на поданное Вами прошение Президиум Симгубисполкома предлагает Вам освободить занимаемые помещения в монастыре монашками к 14-му апреля сего года».

Предгубисполкома (Гимов)

Член-секретарь (Карпухин)

31 марта 1920 г.

В ответ на новое прошение монахинь:

«Отказать на основе постановления Губисполкома предоставив им право расселить пожилых монашек на окраинах города взяв на учет».

М. Гимов.

«В оставлении в монастыре отказать всем. Престарелых монашек немогущих работать предлагает Губисполком социального обеспечения освидетельствовать и распределить по домам престарелых. Всех трудоспособных предлагает поставить на учет.

Монастырь фактически должен быть оставлен к указанному сроку».

Гимов

«В жилищный отдел горсовета.

Президиум Губисполкома предлагает Вам выселяемых из монастыря монахинь разместить на окраинах города».

8 апреля 1920 г.

Предгубисполком (Гимов)

Член-секретарь (Карпухин)

С последней надеждой на изменение решения властей сестры-монахини пишут письмо на имя своего земляка:

Председателю Совета Народных Комиссаров

Тов. Ленину

Сестер монахинь Спасского женского в г. Симбирске монастыря

Прошение

В начале Апреля сего года Симбирский Губисполком объявил нам через нашу настоятельницу о нашем выселении из женского монастыря, ибо таковой должен быть по декрету Совета Народных Комиссаров совершенно упразднен. Мы сестры этого декрета не знали, и не знаем, не думаем, чтобы таковой декрет был издан и применялся, безусловно, ко всем монастырям. Срок на выселение из монастыря был нам дан самый короткий. 15 апреля сего года, когда нас окончательно выселяли и выдворяли, не дав никому квартиры, говоря, что кто откуда пришел туда и идите, не смотря на то, что это было в самую распутицу. По обету смирения мы подчинились безропотно приказанию Губисполкома, которому мы не однократно раз подавали просьбы об оставлении нас в монастыре, но наши ходатайства были оставлены без последствия, в виду чего мы решили обратиться к вам как председателю Народных Комиссаров с Ходатайством об отмене распоряжения Симбирского Губисполкома об упразднении монастыря [и выселении] нас, ибо мы считаем такое распоряжение Симбирского Губисполкома глубоко несправедливым и ни на чем не основанным.

Наш женский монастырь существует в Симбирске 360 лет, за этот срок существования монастырь этот слишком сроднился с городом, как и город с ним, никаких споров а равно и разногласий или прений между городом и монастырем не было, и монастырь всегда шел и идет на встречу запросам или нуждам города. Так было, например и в прошлом году осенью, когда был город Симбирск охвачен эпидемией сыпного тифа, по предписанию чрезвычайного уполномочного по борьбе с тифом тов. Драгомирецкого 50 сестер были мобилизованы и 20 сестер пошли добровольно для ухода за больными, и все сестры были закрепощены так, что никуда из города не могли отлучаться. Тогда же во время чтения лекции об уходе за больными сестрам, представителем Губисполкома прямо было заявлено, что так как они работали безплатно и исполняли свой долг аккуратно и добросовестно их с квартирами не уплотнять, не говоря уже о выселении. Между тем нас выселили, не смотря на то, что мы безропотно выполняли свой долг. Из 130 монахинь 50 человек умерло в следствии заражения тифом на эпидемии, кроме этого сестры сшили для Красной Армии около 3000 пар белья, сколько очистили сестры разных грязных в казармах, чтобы, где не случилось идут для очистки и уборки в монастырь за сестрами, и мы все делали безропотно, словом шли и будем идти с распростертыми объятиями пролетарскому правительству, твердо помня, что все мы сестры тоже из самых беднейших крестьян.

Мы верили и вправе были ожидать, что свои обещания Губисполком выполнит, а между тем нас с начала осени уплотнили больше некуда, а теперь в недельный срок выселили и просто в праве можно сказать не выселили, а [выгнали и] следовательно, нарушили то и другое обещание и без всякой вины с нашей стороны, не дав нам возможности как следует собраться трое суток пропускали нас сначала из ворот монастырских с собственными пожитками до тех пор, пока им не запретила комиссия нас задерж[али] в воротах с нашим скарбом объявив нам, что кто не пойдет из монастыря, то нас принудительным порядком или под арест, чему мы опять таки покорились, не один раз подавали прошения в Губисполком об оставлении нас в монастыре, но все наши прошении оставались без последствий. Многих сестер монахинь не просто вывозить из монастыря, так как они имели преклонные лета. На это тоже никакого внимания не было обращено со стороны Губисполкома. Считаем долгом довести до Вашего сведения, что мы за все время ничем казенным не пользовались, жили исключительно на свои личные труды. Так как у нас монастырь своекошный, общего ничего нет и не было. Если были какие доходности, тожили на это одни лишь начальницы монастыря, но сестры монастыря многие жили в собственных кельях построенные на собственные средства. Мы заявили Губисполкому, что если это нужно мы еще уплотнимся, или в крайнем случае, просим поместить нас хотя в один флигель, т.е. сделать хотя общежитие, но все наши просьбы остались тщетными, чем же мы так провинились, почему к нам применили такие суровые меры, или видели в нас каких либо врагов советской власти, но из всего видно что мы ими не были и не зачем быть так как сами в полном смысле пролетарии и почти все неграмотные и поэтому что мы для советской России являемся совершенно безопасными людьми.

Ввиду всего вышеизложенного мы убедительно просим не отказать сделать распоряжение об отмене распоряжения Симбирского Губисполкома водворить нас обратно в монастырь, дать нам этим возможность дожить наши старческие в дорогих стенах нашего монастыря, в котором веками мы трудились и будем трудиться по мере сил и возможности, прилагаем при сем копию Устава утвердительного Симбирского отделом Народного хозяйства на устроение нами трудовой артели монахинь за № 321 еще раз просим и надеемся, что наша просьба будет услышана и дана будет возможность нам продолжить у ней свою работу.

При сем доверяем сестрам монахиням Симбирского Спасского женского монастыря Екатерине Хватковой и Ксении Мотаевой мы насельницы Симбирского Спасского женского монастыря вверяем им подать наше прошение и подписываемся собственноручно.

Екатерина Парфенова, монахиня Павла, монахиня Лидия, Калиста, Мария, Людмила, Сусанна а за них неграмотных по их личной просьбе расписалась монахиня Есфирь. Монахиня Надежда, София, Аркадия, Людмила, Марфа, Дорофея, Иоанна, Мария и за них неграмотных по их личной просьбе расписалась Клавдия Александрова. Ксении, Пераскевы, Наумочевы, Марина Иванова, Евдокия Кондакова, Пераскева, Ефросинья Неворочкина, Ирина Эзетова, а за них неграмотных по их личной просьбе расписалась Марина Наумочева. Клавдия Александрова, Мария Милешина, Екатерина Самойлова, Варвара Илюхина, Пераскева Ниворочкина, Пераскева и Васса Шапошниковы, а за них по их личной просьбе расписалась Клавдия Полосина. Клавдия Полосина. Мария Скворцова, Евдокия Благова, Наталья Падусова, Наталья Кучурова, Мария Комарова, Евдокия Хитина, Евдокия Куренкова, Анастасия Афанасьева, Александра Рябушкина, Магдалина Бражникова, Анастасия Бражникова, а за них неграмотных по их личной просьбе расписалась Евдокия Хитина, Евдокия Карасева, Пелагея Советова, Стефанида Плитменцева, а по личной ее просьбе расписалась Евдокия Хитина.

Из заявления монахинь на имя Гимова 27 мая 1920 года: «Глубоко веря в Ваше братское сердце чувство гуманности к нам, что Вы так же поймете нашу нужду и наши страдания и возвратите нам несколько келий или корпус в монастыре… все мы ждем от Вас помощи себе как родным своим братьям и глубоко верим, что вы не оставите в такой нужде ка мы находимся теперь и откликнитесь с чувством души своей на наше горе».

Как известно, это обращение также не имело успеха и монахиням не удалось тогда вернуться в монастырь. Но на этом процесс ликвидации монастыря не закончился, поскольку на его территории продолжала действовать Иверская церковь. В 1926 году дошла очередь и до нее.

Письмо от ГубОНО в президиум Горсовета от 22.07.1926

«Ульяновское ГубОНО просит предоставить помещение главной церкви бывшего женского монастыря под центральный физкультурный клуб «Спартак», т.к. в настоящее время производится концентрация всех школ города по физкультуре и старое помещение клуба бывшее духовное училище является совсем непригодным по техническим соображениям…».

Зав. ГубОНО по Городу Караковский

Руководитель физкультуры Сидоров

Письмо от Ульяновского Горсовета к Зам. начальника ГАО 05.08.26

Президиум Горсовета предлагает поспешить ответом … по вопросу о предоставлении главной церкви бывшего женского монастыря под центральный физкультурный клуб «Спартак».

Из Протокола общего собрания коллектива верующих Иверской церкви г. Ульяновского…

Выслушав по этому вопросу имея в виду: что Иверская церковь, переданная Обществу верующих по договору с советской властью в бесплатное и бессрочное пользование, когда-то принадлежащая женскому монастырю… а потому своего прихода не имела и не имеет, а потому по вековой традиции обслуживает не только своих постоянных членов Общества, но и верующих граждан всех районов г. Ульяновского … при чем членов Общества числящихся к настоящему времени 84 чел., а прихожан от г. Ульяновского насчитывается 1243 чел.; у нашей группы Советской властью еще в 1922 году была ликвидирована принадлежащая нам вторая церковь (Спасская в 5 саженях от Иверской) и передана Губмузею под церковный музей, но до сих пор эта церковь стоит без употребления, без назначения и будучи без надлежащего призора все более и более разрушается, да кроме того не вдалеке от нашей церкви стоит совершенно тоже пустая и уж была приспособлена под физкультуру бывшая семинарская церковь;

Общее собрание постановляет: поручить церковному совету представить требуемые Губернским Административным отделом сведения о численном составе группы верующих Иверской церкви… Общее собрание не изъявляет согласия на ликвидацию нашей церкви, уполномочивает Церковный Совет возбудить ходатайство перед Советской властью об оставлении Иверской церкви в нашем пользовании.

Председатель собрания П.А. Смирнов

Секретарь собрания В. Лебедев

Протест общины смог тогда спасти храм, считавшийся «по величине и благолепию одним из лучших храмов Симбирска», но не надолго. В краеведческом справочнике-путеводителе Симбирск-Ульяновск (составитель В.Н. Ильин) можно прочитать, что «в 1928 г. в Спасской церкви хотели устроить музей церковной старины, в 1929 г. вместо церкви (какой неизвестно) хотели строить клуб металлистов. В июне 1930 г. с церквей монастыря уже были сняты и изъяты колокола (на трехъярусной колокольне было 8-10 колоколов, самый большой колокол весил 437 пудов), а решением малого президиума горисполкома от 14.04.1932 г. обе церкви были переданы школе им. Ленина «как строительный материал для разборки». Разборка продолжалась до 1936 года. В 1930 г. в помещение биржи труда, находившейся в бывшем монастыре, переехала горстрахкасса. В 1932 г. в монастыре размещалось общежитие индустриально-педагогического техникума, а в 1930-49 гг. это был «Рабочий городок», в котором жили рабочие патронного завода. В 1965 г. начались работы по закладке здания межсоюзного клуба (Дворец профсоюзов) иостатки Спасского монастыря, в основном, былиснесены. Остатки стен монастыря просуществовалидо 1968 г». (Ильин В.Н. Симбирск-Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. Вып. 1, Ульяновск, 2001. С. 15-27). По этому же справочнику мы приводим и план Спасского монастыря 1927 года.

Рис. 1 (План)

«Данный схематический план Спасского монастыря был сделан в 1927 г. в связи с предполагаемой реконструкцией монастыря и его арендой жилищным товариществом «Красный строитель». Приведенная планировка соответствует состоянию монастыря доначала его разрушения. Названия улиц, указанные на плане, соответствуют современным наименованиямза исключением ул. Лассаля (ныне К. Маркса). Сохранилось только 4 здания:

Двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1908 г., игуменский корпус (на плане № 10). В последние десятилетия здесь располагались курсы повышения квалификации работников культуры и искусства.

Два двухэтажных кирпичных дома (на плане № 3). Корпус монашеских келий построен в начале 1880-х гг., в 1892 г. к нему был пристроен трапезный корпус (пер. Пожарный, 3) — ныне здесь находится Управление по борьбе с организованной преступностью по Ульяновской обл. В 1959-1993 гг. здесь размещалось отделение милиции Ленинского района.

Одноэтажное кирпичное здание (на плане № 29) (пер. Пожарный, 5), ранее встроенное монастырскую ограду, предположительно появилось в 1892 г.

Одноэтажный кирпичный дом (на плане № 44) (пер. Пожарный, 7/1) — самое старое из сохранившихся зданий монастыря, построен в 1787-1789 гг. — б. монастырский постоялый двор.

Несколько слов о судьбе монахинь. Последней настоятельницей монастыря была избрана в конце 1917 года казначея монастыря Анфия. В ее избрании участвовали почти все монахини и послушницы, проживавшие к тому времени в монастыре. Именно им пришлось пережить все страдания последних лет жизни монастыря до и после его закрытия.

Приводим здесь некоторые документы по избранию последней настоятельницы и список сестер монахинь.

Святейшему Синоду Вениамина Архиепископа Симбирского и Сызранского

Представление

Настоятельница Симбирского женского монастыря Игумения Феофания возбудила ходатайствооб освобождении ее, по преклонности лет и болезненному состоянию, от должности настоятельницы монастыря.

Находя просьбу игуменьи Феофании уважительной, Епархиальное начальство поручило настоятелю Кафедрального Собора протоиерею Стернову произвести избрание настоятельницы монастыря вместо игуменьи Феофании. Из представленного протоиереем Стерновым акта, в копии при сем прилагаемого, видно, что монашествующими Спасского монастыря на должность настоятельницы избрана казначея сего монастыря Анфия.

Представляя ведомость об избрании м. Анфии, долг имею ходатайствовать пред Священным Синодом об увольнении игуменьи Феофании от должности настоятельницы монастыря и о назначениина ее место м. Анфии, с возведением ее в сам игуменьи.

декабрь 1917

Акт

1917 г.

27 ноября в 1 час дня под руководством Кафедрального протоиерея Андрея Стернова были произведены выборы настоятельницы Симбирского Спасского женского монастыря посредством тайной подачи голосов по подсчете голосов оказалось, что из 173 сестер обители, явившихся на выборы, за избрание на означенную должность казначеи монастыря Анфии, подано 170 голосов и только три голоса против. На выборы явились все, находившиеся в день выборов в монастыре, кроме больных и невыходящих из кельи по старческой немощи. Часть сестер не принимала участие в выборах потому, что находилась в отпуске, о чем составлен настоящий акт.

Назначена на должность игуменьи указом от 18 января 1918 года указом Святейшего Правительствующего Синода.

 

Проголосовавшие за избрание на должность игуменьи Спасского женского монастыря монахини Анфии:

 

 Кафедральный протоиерей Андрей Стерновмонахиня Агафоникамонахиня Анастасияза монахиню Аркадию –Наталья Мишинамонахиня Афанасиямонахиня Венидиктамонахиня Викторина

монахиня Дорофея

монахиня Ираида

монахиня Лидия

монахиня Людмила

монахиня Людмила

монахиня Магдалина

монахиня Митрофания

монахиня Надежда

монахиня Павла

монахиня Пелагея

монахиня Серафима

монахиня Сергия

монахиня София

монахиня Соломия

монахиня Феофания

монахиня Эсфирь

Абрамова Евдокия

Авилова Мария

Александрова Анна

Александрова Клавдия

Александрова Пелагея

Алексеева Ирина

Антонова Евдокия

Афанасьева Анастасия

Бабеншева Любовь

Балахонова Мария

Барадачева Праскева

Баскакова ЕфимияБатяйкина ФеклаБелова МатренаБерезкина АнтонинаБлагова ЕвдокияБуракова ЕкатеринаБуянова НатальяВершинина Дарья

Герасимова Татьяна

Глатькова Ирина

Гогонина Пераскева

Гордеева Мария

Греченко Екатерина

Гришина Анна

Гужова Пераскева

Давыдова Геврония

Дедаева Ксения

Декалина Екатерина

Дерябина Агафия

Дорофеева Анастасия

Дружинина Агапия

Дьякова Анна

Еремеева Пелагея

Ефимова Дарья

Идетова Ирина

Илюхина Варвара

Илюхина Пераскева

Камарова Мария

Камордина Васса

Кандаулова Агапия

Кандаулова Мария

Караганова Пелагея

Карзанова Матрона

Касаткина Евдокия

Клюева Анна

Кожевникова Евгения

Корнилина Татьяна

Кривоногова Мария

 Кузнецова АнисияКузнецова ДарияКуренкова ЕвдокияКурицина АгапияКучерова НадеждаКучерова НатальяЛадаева ЕленаЛимасова Татьяна

Макунова Васса

Малышева Александра

Мартазаева Домна

Мартышкина Евдокия

Матеева Мария

Матюшина Екатерина

Милешина Мария

Митрозаева Анастасия

Мишина Наталья

Моисеева Агрипина

Мотаева Ксения

Наумова Ксения

Ниворочкина Пераскева

Никитина Мария

Носкова Варвара

Облизина Мария

Овечкина Праскева

Павлова Евдокия

Падусова Катерина

Падясова Наталья

Парфенова Варвара

Парфенова Евдокия

Парфенова Екатерина

Петровнена Ефимия

Пинкова Александра

Плетминцева Стефанида

Погодина Параскева

Полосина Клавдия

Прокофьева Анастасия

Проханова Агрипина

Родионова АнастасияРоманова ЛюбовьСавина АнастасияСаклива УстинияСаксонова ПараскеваСамойлова АннаСельцова ПелагеяСеменова Анастасия

Семенова Параскева

Семенцева Аполинария

Скворцова Мария

Скрипачева Васса

Скудинова Анна

Сладкова Агафия

Советова Екатерина

Советова Пелагея

Степанова Мария

Сурина Стефанида

Теряева Евгения

Уржумцева Мария

Филиппова Пелагея

Фокина Анастасия

Хваткова Анна

Хваткова Екатерина

Хваткова Наталья

Хваткова Пелагея

Хитина Евдокия

Хитина Мария

Хорькова Ирина

Цыганова Ирина

Чередова Евдокия

Шамаева Татьяна

Шапошникова Васса

Шапошникова Мария

Шапошникова Параскева

Шувалова Пелагея

(ГАУО, ф. 134, оп. 9, д. 125)

Сохранилось свидетельство о днях пребывания настоятельницы Анфии в тюрьме, приведенное в православной газете «Благовест» (от 14.06.2002) (см. также «Православные святыни» Православный календарь на 2004 г., с. 97-100). Там же можно прочитать и рассказ о жизни одной из последних монахинь Симбирского Спасского женского монастыря – инокине Матроне Никифоровне Беловой, которая в 1913 году поступила послушницей в монастырь. После закрытия монастыря она жила в селе Вышки. Ее племянница вспоминает, что «ежедневно  после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание. А поминание у нее было огромное: она со слезами вычитывала более двух тысяч имен. И особенно усердно поминала двух игумений: Феофанию и Анфию. Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет. Перед смертью говорила: «Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе». Умерла она 11 ноября 1984 года».Мы подготовили выписку имен монахинь, репрессированных в 1930-е годы в Ульяновске из книг: В. Дмитриев. Симбирская Голгофа. М., 1997 (2-е изд.); и Книга Памяти жертв политических репрессий. Ульяновск. 1996. T.1. Многие из нижеприведенного списка были сестрами-монахинями Симбирского Спасского женского монастыря (выделены фамилии тех, кого удалось найти по спискам монашествующих):Александрова Клавдия Павловна, 1882 г.р. Место рождения: г. Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56Александрова Пелагея Васильевна, 1878 г.р. Место рождения: Чердаклинского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56Апарина Елена Дмитриевна, 1878 г.р. Место рождения: Базарносызганского района. Монахиня. Место проживания: с. Китовка (Инзенский район). Осуждение: 21.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 24.01.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 02.06.89Апполонова Мария Сергеевна, 1882 г.р. Место рождения: г.Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Арест: в 1931 г. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Реаб. 06.10.89. 21.09.32 особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст.ст. 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР выслана за пределы краяАфанасьева Анастасия Григорьевна, 1880 г.р. Место рождения: Цильнинского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 26.05.89Балахонова Мария Ефстафьевна, 1886 г.р. Место рождения: с. Кокрять (Старомайнский район). Монахиня. Место проживания: с. Кокрять (Старомайнский район). Осуждение: 26.11.33 тройкой при ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: выслана в Казахстан на 3 года. Реаб. 14.11.89

Баракшева Федосия Андреевна, 1895 г.р. Место рождения: Пензенской области. Монахиня. Место проживания: с. Китовка (Инзенский район). Осуждение: 21.12.37 тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: лишена свободы на 10 лет. Реаб. 03.08.92. с 19.10.36 по 06.12.36 содержалась под стражей по ст.ст. 58-10 ч. 2,58-ПУК РСФСР.

Благова Евдокия Андреевна, 1873 г.р. Место рождения: Самарской области. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 26.05.89

Блинова Анна Акимовна, 1874 г.р. Место рождения: Мелекесского района. Монахиня. Место проживания: г. Димитровграда (Вешкаймский район). Осуждение: 21.03.30 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 21.10.88

Борисова Анна Трофимовна, 1882 г.р. Место рождения: с. Ботьма (Чердаклинский район). Монахиня. Место проживания: с. Ботьма (Чердаклинский район). Осуждение: 04.10.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 3 года. Реаб. 08.09.89

Вишнякова Варвара Кузьминична, 1893 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: с. Головкино (Старомайнский район). Осуждение: 08.08.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 01.11.89

Владимиркина Анна Ивановна, 1887 г.р. Место рождения: с. Старая Сахча (Мелекесский район). Монахиня. Место проживания: с. Старая Сахча (Мелекесский район). Осуждение: 20.11.29 Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 3 года. Реаб. 05.08.92

Владимиркина Пелагея Ильинична, 1895 г.р. Место рождения: с. Старая Сахча (Мелекесский район). Монахиня. Место проживания: с. Старая Сахча (Мелекесский район). Осуждение: 20.11.29 Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 3 года. Реаб. 05.08.92

Гогонина Прасковья Матвеевна, 1893 г.р. Место рождения: с. Потьма (Чердаклинский район). Монахиня. Место проживания: с. Потьма (Чердаклинский район). Осуждение: 04.10.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 3 года. Реаб. 08.09.89

Годовикова Прасковья Григорьевна, 1875 г.р. Место рождения: д. Китовка (Инзенский район). Монахиня. Место проживания: д. Китовка (Инзенский район). Осуждение: 21.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 1,58-11 УК РСФСР. Расстреляна 24.01.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 02.06.89.

Головина Прасковья Федоровна, 1887 г.р. Место рождения: Базарносызганского района. Монахиня. Место проживания: с. Китовка (Инзенский район). Осуждение: 21.12.37 тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 1,58-11 УК РСФСР. Расстреляна 24.01.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 02.06.89

Гришина Мария Гавриловна, 1868 г.р. Место рождения: Старомайнского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 5 лет. Реаб. 30.05.89

Гришина Анна Яковлевна, 1878 г.р. Место рождения: с. Кокрять (Старомайнский район). Монахиня. Место проживания: с. Кокрять (Старомайнский район). Осуждение: 26.11.33 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: выслана в Казахстан на 3 года. Реаб. 14.11.89

Декалина Екатерина Дмитриевна, 1875 г.р. Место рождения: с. Панская слобода. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Дьякова Анна Федоровна, 1881 г.р. Место рождения: г. Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Иванова Соломея Евстафьевна, 1866 г.р. Место рождения: с. Баратаевка. Монахиня. Место проживания: с. Баратаевка. Осуждение: 21.09.32 Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: выслана за пределы края на 3 года. Реаб. 06.10.89

Исакова Екатерина Павловна, 1873 г.р. Место рождения: с. Крестово Городище (Чердаклинский район). Монахиня. Место проживания: с. Крестово Городище (Чердаклинский район). Осуждение: 20.04.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 10 лет. Реаб. 25.04.89

Калинина Анна Титовна, 1861 г.р. Место рождения: с. Мордовская Темрязань (Барышский район). Монахиня. Место проживания: с. Мордовская Темрязань (Барышский район). Осуждение: 04.12.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года условно. Реаб. 23.08.89

Калмыкова Агриппина Ивановна, 1882 г.р. Место рождения: Старомайнского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Калугина Александра Егоровна, 1870 г.р. Место рождения: с. Анненково (Майнский район). Монахиня. Место проживания: с. Анненково (Майнский район). Осуждение: 20.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10,58-11 УК РСФСР. Расстрел. Реаб. 22.02.94

Кандаулова Агафья Никитична, 1865 г.р. Место рождения: г. Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 21.09.32 Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11. Приговор: лишена свободы на 5 месяцев. Реаб. 06.06.91. с 01.03.31 по 10.05.31 содержалась под стражей по ст. 58-10 УК РСФСР

Качкова Прасковья Михайловна, 1868 г.р. Место рождения: Майнского района. Монахиня. Место проживания: с. Старое Алейкино (Ульяновский район). Арест: 21.02.33. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Реаб. 18.02.91

Каширникова Агафья Трифоновна, 1881 г.р. Место рождения: г. Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г.Ульяновска. Арест: 07.04.34. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Реаб. 18.04.96

Кежапова Матрена Ивановна, 1872 г.р. Место рождения: с. Мордовская Темрязань (Барышский район). Монахиня. Место проживания: с. Мордовская Темрязань (Барышский район). Осуждение: 04.12.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года условно. Реаб. 23.08.89

Клетухина Матрена Пудовна, 1895 г.р. Место рождения: Республики Башкортостан. Монахиня. Арест: 05.02.31. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Освобождена в связи с прекращением дела, т. е. реабилитирована.

Князьбеева Татьяна Сергеевна, 1897 г.р. Место рождения: Республики Татарстан. Монахиня. Место проживания: г. Димитровграда (Вешкаймский район). Осуждение: 22.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстрел. Реаб. 07.09.56

Кондратьева Аграфена Семеновна, 1876 г.р. Место рождения: с. Киселевка (Барышский район). Монахиня. Место проживания: с. Киселевка (Барышский район). Арест: 08.06.35. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Реаб. 29.09.92

Кочетова Ирина Алексеевна, 1880 г.р. Место рождения: с Чаадаевка. Монахиня. Место проживания: с. Базарный Сызган (Базарносызганский район). Осуждение: 07.04.32 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 06.10.89

Кузнецова Анисия Ивановна, 1887 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 08.06.89

Куницина Мария Михайловна, 1886 г.р. Место рождения: с. Старое Чиркове (Павловский район). Монахиня. Место проживания: с. Старое Чиркове (Павловский район). Арест: 16.12.37. Обвинение: по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Реаб. 20.02.40

Куренкова Прасковья Григорьевна, 1892 г.р. Место рождения: Мелекесского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Вновь арестована в 1937 г., расстреляна в Ульяновске 24.01.1938 г. Реаб. 30.05.89

Кучерова Наталья Абрамовна, 1871 г.р. Место рождения: г.Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г.Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 30.05.89

Ледяева Анисья Степановна, 1889 г.р. Место рождения: с. Вышки Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 по постановлению тройки при НКВД СССР. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Леонтьева Матрена Григорьевна, 1881 г.р. Место рождения: с. Мордовская Темрязань (Барышский район). Монахиня. Место проживания: с. Мордовская Темрязань (Барышский район). Осуждение: 04.12.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года условно. Реаб. 23.08.89

Любавина Дорофея Ивановна, 1862 г.р. Родилась в Симбирске. В 1937 г. проживала в Ульяновске. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске.

Лютикова Анфия Андреевна, 1870 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Настоятельница Симбирского Спасского женского монастыря (в Книге Памяти записана как домохозяйка). Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 21.09.32 Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: выслана за пределы края на 3 года. Реаб. 06.10.89

Матаева Ксения Павловна, 1873 г.р. Место рождения: с. Красная Река (Старомайнский район); Монахиня (в Книге Памяти записана как крестьянка); место проживания: с. Красная Река (Старомайнский район). Осужд. 28.09.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю пр ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана за пределы края на 3 года. Реаб. 16.08.89

Мартазинова Прасковья Федоровна, 1880 г.р. Место рождения: Республики Татарстан. Монахиня. Место проживания: г. Димитровграда (Вешкаймский район). Осуждение: 21.03.30 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 21.10.88

Матразаева Доминика Логиновна, 1873 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56 и 30.05.89

Матразаева (Митрозаева?) Вера Логиновна, 1898 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Никитина Мария Фроловна, 1873 г.р. Место рождения: с. Бычковка (Майнский район). Монахиня. Место проживания: с. Бычковка (Майнский район). Осуждение: 28.03.33 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: 10 лет. Реаб. 10.07.89

Никонорова Анастасия Михайловна, 1902 г.р. Место рождения: с. Ботьма (Чердаклинский район). Монахиня. Место проживания: с. Ботьма (Чердаклинский район). Осуждение: 04.10.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 16.08.89

Норватова Прасковья Ильинична, 1894 г.р. Место рождения: Мелекесского района. Монахиня. Место проживания: с. Головкино (Старомайнский район). Осуждение: 08.08.31 тройкой ОГПУ но Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 01.11.89

Носова Гликерия Михайловна, 1889 г.р. Место рождения: с. Головкино (Старомайнский район). Монахиня. Место проживания: с. Головкино (Старомайнский район). Осуждение: 08.08.31 тройкой ОГПУ но Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 01.11.89

Осанова Анна Григорьевна, 1876 г.р. Место рождения: с. Новиковка; Монахиня (в Книге Памяти записана как крестьянка); место проживания: с. Помряськино (Старомайнский район). Осужд. 04.09.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обв. по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 16.08.89

Паймитькина Надежда Васильевна, 1895 г.р. Место рождения: с. Ст. Сахча (Мелекесский район). Монахиня. Место проживания: с. Ст. Сахча (Мелекесский район). Осуждение: 20.11.29 Особым совещанием при коллегии ОГПУ. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 3 года. Реаб. 05.08.92

Парфенова Екатерина Гурьевна, 1886 г.р. Место рождения: г.Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г.Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 08.06.89

Петрова Мария Никифоровна, 1864 г.р. Место рождения: Республики Мордовия. Монахиня. Место проживания: с. Оськино (Инзенский район). Осуждение: 27.12.32 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана за пределы края на 3 года. Реаб. 25.08.89

Плетминцева Степанида Петровна, 1872 г.р. Место рождения: г.Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г.Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстрел. Реаб. 28.09.56

Разумовская Зинаида Сергеевна, 1892 г.р. Место рождения: г.Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г.Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Разумовская Мария Сергеевна, 1894 г.р. Место рождения: г.Ульяновска. Монахиня. Место проживания: г.Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Романова Любовь Петровна, 1872 г.р. Место рождения: Ульяновского района; Монахиня (крестьянка); место проживания: г. Сенгилей (Сенгилеевский район). Осужд. 30.12.37 тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. Обв. по ст.ст. 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР. Приговор: 10 лет. Реаб. 23.01.57

Семенова Прасковья Андреевна, 1888 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 08.06.89

Сендюхина Устинья Емельяновна, 1897 г.р. Место рождения: с. Ст. Сахча (Мелекесский район). Монахиня. Место проживания: с. Ст. Сахча (Мелекесский район). Осуждение: 25.02.30 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Сибирь на 3 года. Реаб. 16.10.89

Скворцова Мария Петровна, 1886 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Тазова Устинья Федоровна, 1881 г.р. Место рождения: с. Коржевка (Инзенский район). Монахиня. Место проживания: с. Коржевка (Инзенский район). Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Расстрел. Реаб. 22.06.89

Трифанкина Марфа Ильинична, 1880 г.р. Место рождения: с. Ст. Сахча (Мелекесский район). Монахиня. Место проживания: с. Ст. Сахча (Мелекесский район). Осуждение: 25.02.30 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Сибирь на 3 года. Реаб. 16.10.89

Фарафонтова Анастасия Павловна, 1883 г.р. Место рождения: с. Ботьма (Чердаклинский район). Монахиня. Место проживания: с. Ботьма (Чердаклинский район). Осуждение: 04.10.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: 3 года. Реаб. 16.08.89

Фокина Анастасия Степановна, 1869 г.р. Место рождения: с. Елшанка, Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. в 1956 г.

Хваткова Екатерина Васильевна, 1876 г.р. Место рождения: Самарской области. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 08.06.89

Чебурова Александра Михайловна, 1891 г.р. Место рождения: с. Баратаевка. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Чикаева Мария Андреевна, 1901 г.р. Место рождения: с. Ботьма (Чердаклинский район). Монахиня. Место проживания: с. Ботьма (Чердаклинский район). Осуждение: 04.10.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: выслана в Северный край на 3 года. Реаб. 16.08.89

Чихирева Елена Ивановна, 1907 г.р. Место рождения: с. Новая Грязнуха (Старомайнский район). Монахиня. Место проживания: с. Новая Грязнуха (Старомайнский район). Осуждение: 08.08.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: сослана в Северный край на 3 года. Реаб. 01.11.89

Шабанова Анастасия Филипповна, 1885 г.р. Место рождения: Оренбургской области. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 29.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст.ст. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. Расстреляна 17.02.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 28.09.56

Шамаева Татьяна Николаевна, 1863 г.р. Место рождения: с. Ивановка (Ульяновский район). Монахиня. Место проживания: с. Ивановка (Ульяновский район). Осуждение: 23.09.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: сослана в Северный край на 3 года. Реаб. 16.08.89

Шишканова Прасковья Андреевна, 1891 г.р. Место рождения: Ульяновского района. Монахиня. Место проживания: г. Ульяновска. Осуждение: 26.01.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст. 58-11 УК РСФСР. Приговор: 5 лет. Реаб. 08.06.89

Шишкова Екатерина Николаевна, 1884 г.р. Место рождения: с. Тинарка Ставропольского уезда (в настоящее время Мелекесского района). Монахиня. Проживание: г. Мелекесс. Осуждение: 03.12.37 По постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение: по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Расстреляна 24.01.1938 г. в Ульяновске. Реаб. 23.10.89. тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю по ст. 58-10 УК РСФСР 3 года 21.03.30

Шляхтина Мария Ивановна, 1868 г.р. Место рождения: с. Ивановка (Ульяновский район). Монахиня. Место проживания: с. Ивановка (Ульяновский район). Осуждение: 23.09.31 тройкой ОГПУ по Средневолжскому краю. Обвинение: по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: сослана в Северный край на 3 года. Реаб. 16.08.89

Перейти к верхней панели